Высокочувствительный ребенок

Высокочувствительные или сверхчувствительные дети. В чем их особенность?

Это дети, у которых шире диапазон воспринимаемых ощущений. И это может касаться одной или нескольких анализаторных систем. Они могут ярче ощущать что-то одно или все вместе: свет, звук, запах, вкус, тактильные ощущения.

Такие дети интенсивнее проживают эмоции. Способ выражения их чувств и время переживаний могут значительно отличаться от наших.

Часто у них повышенная потребность во внимании и заботе в младенчестве, сильнее потребность в привязанности и контакте.

Таким детям совершенно не подходят авторитарные способы воспитания: строгий голос, приказы, команды. Все это производит противоположный эффект. Они требуют уважения к себе, своим границам, мнению,  территории, собственности.

Если дети с подобными качествами не получают понимания и поддержки, в более старшем возрасте они начинают скрывать свою сверхчувствительность. И это – своеобразный способ спрятаться от невыносимости и чрезмерности стимулов, которые они воспринимают. Усиливая защиты, дети с одной стороны менее уязвимы, а с другой стороны могут выглядеть отстраненными, холодными, бесчувственными.

Любой ребенок, которому не помогают прожить и принять негативные чувства, может вообще запретить себе чувствовать. Высокочувствительный ребенок тоже прибегает к такой стратегии. Его способ восприятия и самовыражения отличается от нашего и, к сожалению, родители не всегда могут понять, принять и помочь.

Такие дети часто плачут по «пустяковому поводу». Это помогает им сбросить накопившееся напряжение.

По статистике, мальчики чаще бывают высокочувствительными.

Если мы не понимаем и не принимаем ребенка таким, какой он есть, пытаемся переделать, осуждаем, запрещаем слезы, запрещаем чувства, не оказываем поддержки, то дети учатся выживать следующими способами:

  1. Перестают чувствовать. Становятся нечувствительны к чужим переживаниям, т.к. их переживания не понимали и не принимали.
  2. Если мы их грубо прерываем, то они становятся нечувствительны к строгому голосу и в ситуации опасности могут нас не услышать. Наша резкость нарушает им чувство самосохранения. Таким детям очень важен доброжелательный контакт с нами.
  3. Если ребенок не получает подтверждения нашей привязанности, а фактически безусловной любви, то он может начать нас отталкивать.
  4. Если боль от отсутствия привязанности невыносима, то ребенок привязывается к объектам. Но игрушка не дает опору и заботу. Если такое происходит, то нужно срочно восстанавливать наши отношения.
  5. Некоторые дети не получая понимания своих потребностей встают в позицию главного, пытаются руководить или командовать родителями. Это дает им опору и уверенность. Но это – нарушение в иерархии отношений, и в какой-то момент такая ситуация может стать непосильной ношей.
  6. Высокочувствительный ребенок тяжело переносит разлуку, не может долго быть без близкого человека. И тогда он отталкивает нас при встрече. Это способ показать, как он обижен и как ему было трудно без нас.
  7. Такие дети очень чувствительны к воспитательной неуверенности родителей. С одной стороны мы должны учитывать мнение ребенка. Но ведь мы уже многое знаем о его особенностях, предпочтениях и привычках. Поэтому не надо спрашивать о том, что и так известно. Когда мама задает слишком много вопросов на тему потребностей ребенка, то получается, что она не слишком хорошо его знает, она опирается на него. Это добавляет детям тревожности.

Как родители могут помочь?

  1. Необходимо знать слабые и сильные стороны своего ребенка. Знать, что ему по силам, а что нет, учитывать это.
  2. Не позволять усомниться в ваших отношениях.
  3. Разрешать любые чувства.
  4. Помогать в проживании чувств. У каждого человека свое время на проживание и принятие ситуации. Это время должно быть. Не торопите ребенка поскорее успокоиться, будьте рядом, сочувствуйте. Право на свое проживание дает ребенку возможность найти свой адекватный способ выражения и проживания чувств. Это часть взросления. Когда человек понимает, что не все в этом мире так, как он хочет, его личность переходит на новую ступеньку в развитии. Но для такого роста нужно время и условия. Мы не можем заставить «повзрослеть», мы можем создать условия для взросления.
  5. Не принимать чувства ребенка на свой счет. Если он волнуется перед выступлением, то не надо волноваться больше него.
  6. Когда ребенку тяжело, он может начать проявлять агрессию или обзывать окружающих. Важно помнить, что это детский способ сообщить о своих трудностях. Это о нем, а не о вас. В такие моменты лучше всего отзеркалить то, что происходит: «Я вижу, ты очень переживаешь, ты сжимаешь кулачки». Такая форма принятия помогает ребенку получить поддержку и сочувствие. Конечно, это «высший пилотаж» родительского мастерства.
  7. Стараться не играть с ребенком в соревновательные игры, примерно до подросткового возраста
  8. Не сравнивать ребенка ни с кем.
  9. Помнить, что способность к договорам у детей появляется в 5-7, а у высокочувствительных – в 7-9 лет. В этом возрасте появляются смешанные чувства, которые позволяют проживать эмоции более уравновешенно. До этого возраста одна эмоция владеет ребенком, она очень сильная и способ проживания часто бурный.
  10. Ответственность за отношения лежит на родителях. При любом поведении ваш контакт с ребенком должен сохраняться. Иначе все силы уходят на восстановление связи, вы лишаете ребенка энергии для изменений. Это отбрасывает детей в развитии, т.к. привязанность очень важна, она равна выживанию. Даже если вы недовольны, отношения все равно должны продолжаться.

Комментарии

  1. Елена говорит:

    Благодарю, очень познавательная статья.

  2. Дарья говорит:

    Спасибо, полезно

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *