Готовность к школьному обучению

Готовность к школе включает в себя интеллектуальную и психологическую готовность, готовность руки к письму.
Интеллектуальная готовность – это определенный уровень развития мышления, внимания, памяти. Как правило, уровень развития этих функций к семи годам является достаточным для того, чтобы ребенок смог учиться в школе.
Гораздо важнее, чтобы ребенок был готов к школе психологически.

Психологическая готовность включает в себя волевую, мотивационную готовность и произвольную регуляцию поведения.

Волевая готовность – это способность ребенка работать не только под руководством взрослого, но и самостоятельно. Это способность усвоить способ выполнения задания и действовать, не опираясь на внешнюю схему.

Умение делать что-то самостоятельно развивается постепенно. Это происходит в совместной деятельности с взрослым. Дети учатся новым навыкам наблюдая и подражая. Будет неправильно заставлять ребенка самостоятельно делать то, что ему еще делать трудно. Дети быстрее научатся, когда мы помогаем, поддерживаем или просто находимся рядом. Когда ребенок просит о помощи словами или своим поведением, помогать ему нужно обязательно.

Произвольная регуляция – это умение управлять своим поведением: соблюдать правила и нормы, отложить на время удовлетворение каких-либо насущных потребностей.

Способность управлять своим поведением тоже формируется постепенно. И лучше всего это происходит тогда, когда взрослые замечают желаемое поведение, когда хвалят то, что им нравится. Замечания не помогают справиться с трудностями. Критика заставляет скрывать недостатки, а вовсе не преодолевать их. У ребенка будет закрепляться то, на что обращают внимание.

Усидчивость у ребенка появляется тогда, когда он занимается чем-то по своему выбору и с интересом. И такие моменты надо замечать и поддерживать.

Умению контролировать свои действия помогают игры, в которых надо остановиться по сигналу – «Тише едешь – дальше будешь», «Морская фигура замри» и т.п.

Мотивационная готовность – это желание пойти в школу. Она может быть учебной или познавательной, то есть ребенок хочет идти в школу, чтобы учиться. Мотивация может быть позиционной – это желание ощущать себя взрослее. Мотивация может быть социальной – это желание достичь чего-либо в будущем. Бывает игровая мотивация – пойти в школу, чтобы встретиться с друзьями и поиграть там. И может быть внешняя мотивация – потому что мама так сказала.

Лучше всего, когда у ребенка есть сочетание учебной и социальной мотивации. Сохранить такую мотивацию бывает непросто.

Если у ребенка есть психологическая готовность, то можно говорить о благоприятном прогнозе и успешной адаптации ребенка в школе. Но это не всегда является гарантией успешности ребенка. Она будет зависеть от многих факторов: от контакта ребенка и родителей с учителем, от умения родителей всегда быть на стороне ребенка и оказывать ему поддержку в трудных ситуациях, от умения родителей поддерживать учебную мотивацию ребенка и его творческую активность.

Поддержка – это не критика и исправление ошибок, это умение видеть позитивное и растущее, умение замечать то, что получается и сообщать об этом ребенку.

Главная деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. В игре идет познание мира, развивается эмоциональный интеллект. У детей должно быть достаточно времени для свободной игры. Детям очень важно много играть, свободно и по своему выбору. И еще очень важны теплые, надежные отношения с родителями. Интеллектуальное развитие идет тогда, когда спокойно на душе, когда ребенок чувствует любовь, понимание и поддержку со стороны своих взрослых.

Чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, родителям важно научиться видеть в разнообразных интересах ребенка основы учебной деятельности.

Для успешного освоения математических представлений важно, чтобы математика естественным образом входила в жизнь ребенка. Можно считать количество кубиков, которые ушли на постройку башни, количество цветов, использованных в рисунке, количество шагов до дома, ступенек на лестнице и т.п.
Важно помогать ребенку накапливать словарь терминов: цифра, число, математическое действие, числовое выражение, круг, шар, куб, квадрат и т.п.

Ребенок шести лет может хорошо складывать и вычитать в пределах десятка. А вот записать эти вычисления – задача взрослого. Для детей это пока еще очень трудно. Взрослый может записывать все, что посчитал ребенок, и показывать, как это выглядит на листе бумаги.
Полезно знакомить ребенка с простыми зависимостями. Например: «чем больше шагов мы сделаем, тем мы ближе к дому». Или «чем больше ты прыгаешь, тем больше устаешь». Это прямые зависимости. И обратные зависимости: «чем больше каши в животике, тем меньше каши в тарелочке».
Освоить математику помогают следующие умения:
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте
• сравнивать предметы по форме
• различать понятия «величина» и «количество»
• определять и называть словами местоположение предмета относительно себя.

Чтобы ребенок лучше осваивал русский язык и чтение, тоже полезно накапливать словарь терминов: буква, звук, слово, фраза, предложение, текст, рассказ, отрывок и т.п.
Для развития фонематического слуха полезно играть в слова: назови слово по буквам и т.п. Начинать надо с трехбуквенных слов.
Хорошо, если родители записывают тексты и рассказы, которые придумывает ребенок.

Лучше всего в первом классе ребенок успевает по предмету «Окружающий мир». Это происходит потому, что по этому предмету у детей как раз накоплена терминологическая база, родители много разговаривают с детьми об окружающем мире, погоде, природе.

Сейчас много справочных материалов есть в Интернете. Но лучше, если дома будут и бумажные словари: толковый, орфографический, а также энциклопедии. Чаще сами обращайтесь за помощью к словарям, передавайте ребенку этот опыт.

Подготовить руку к письму помогает все, что ребенок делает руками, все, что развивает моторику пальцев.
Это лепка, конструирование, свободное рисование разными изобразительными материалами, раскрашивание, соединение по точкам. Важно, чтобы ребенку нравилось это занятие.

Большое значение имеет то, как ребенок держит карандаш или ручку, расслаблена ли его рука. Если рука напряжена, то это может стать причиной неудач при освоении письма. Карандаши должны быть мягкими, чтобы рисование и закрашивание не напрягало руку, иначе эта привычка может закрепиться.

В детских рисунках встречаются разные линии в виде волн или пружинок. Рисование таких линий очень полезно. Линии часто похожи на строчки из писем и там есть элементы письменных букв. Если взрослый замечает эти элементы, показывает их ребенку, с восторгом говорит о том, какие письменные буквы спрятались в этой линии, то это очень поможет в освоении письма. В любом новом трудном деле помогает ощущение успеха. Некоторые дети так и говорят: «Я пишу письмо». Замечательно! Важно увидеть это, похвалить, отметить, где ребенок держит ровную строчку и размер, поискать элементы букв.

Адаптироваться к новой жизненной ситуации, сохранить познавательную мотивацию помогает гибкость мышления и желание творить.

Родители помогут развитию этих качеств у ребенка, если будут рассматривать и принимать любую инициативу, замечать творческий подход в разных видах деятельности. Большое препятствие в развитии мышления – страх дать неправильный ответ. Очень важно, чтобы у ребенка было право на свой способ действия, право на ошибку, право на мнение.

Надежная связь с родителями, минимум критики и поддержка – основные условия развития креативности ребенка. Дети, способные творить, быстрее и успешнее адаптируются к трудностям школьного обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *