Когда дети дерутся, ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, то родителям бывает очень сложно в такой ситуации. Агрессия может быть не только физической. Дети обзываются, дают обидные прозвища. Взрослым редко удается остаться уравновешенными во время детского конфликта. Они тоже начинают угрожать, кричать, стыдить или читать мораль. А это тоже нападение. Часто родители наказывают за агрессию, лишают чего-то. Но такие методы работают недолго.
Чтобы снизить агрессию, нужно понять ее причины.
Когда человек ущемлен в чем-либо, не может удовлетворить какую-либо потребность, то у него возникает эмоция фрустрации. Именно вспышка этой эмоции и толкает человека к агрессии.
Это глубокая эмоция, которая чаще всего не осознается. Задача фрустрации – изменить ситуацию, которая нас не устраивает.
Фрустрация не всегда ведет за собой агрессию. Человек может быть фрустрирован, но при этом не атакует. Есть цивилизованные способы выхода из фрустрации.
Наличие братьев и сестер может быть причиной возникновения фрустрации. До этого мама, игрушки, пространство принадлежали одному ребенку, а теперь все это надо делить. Сильнее всего ребенка ранят не сами братья и сестры, не их поведение, а поведение родителей.
Если родители повышают голос, наказывают одного ребенка, проявляя лояльность к брату или сестре, то ребенок испытывает сильную тревогу, связанную с угрозой разделения. Самое страшное – это потерять контакт с родителями, потерять привязанность.
Важнейшие задачи привязанности – это забота и передача опыта. Благодаря привязанности у ребенка постепенно снижается его зависимость от взрослых, и он взрослеет. Без ощущения стабильного, надежного контакта со своим взрослым фрустрация ребенка усиливается.
Бесполезно работать с агрессивным поведением. Нужно работать со снижением количества фрустрации. Братьев и сестер нельзя «отменить», и дети это понимают. Именно развитие и укрепление отношений с родителями помогают детям справляться с негативными эмоциями и находить цивилизованные способы разрешения конфликтов.
Советы родителям:
- Обращайте внимание не столько на саму проблему, сколько на отношения с ребенком. При любом поведении оставайтесь на связи, поддерживайте привязанность на всех уровнях. Когда родители готовы выслушать, понять и принять, дети быстрее успокаиваются и готовы идти навстречу, договариваться. Если родители способны выдерживать любое поведение детей, оставаться с ними в контакте, то у детей есть опора, пример понимания и сотрудничества. Именно дружеские отношения с родителями дают детям силы для изменения своего поведения.
- Позволяйте ребенку любые чувства по отношению к братьям и сестрам. Дети прекрасно понимают, что их поведение ранит. От этого они испытывают чувство вины за свои действия. Но их ведет эмоция фрустрации, и пока поступить по-другому они не могут. Когда есть право на фрустрацию, злость, раздражение, то меньше причин причинять физический вред.
- Не принимайте агрессию на свой счет. Все обидные слова, которые произносит ребенок, говорят не о другом человеке, а о том, как плохо и трудно самому ребенку в данной ситуации.
- Учитесь «отзеркаливать» поведение: «Я вижу, тебе сейчас очень трудно. Тебе так обидно, что хочется ударить брата». Такие слова содержат понимание и сочувствие, помогают справляться со спонтанным поведением.
- Помогайте ребенку найти безопасный способ выхода из фрустрирующей ситуации: «Ты злишься, тебе хочется драться, но мы людей не бьем. Можно визжать, кричать, топать ногами и т.п.» Для выражения сильных эмоций нужны физические действия.
- Говорите не о поведении, а о чувствах. Важно не идентифицировать ребенка с его инстинктами, разделять поведение и личность.
- Работайте над отношениями не только тогда, когда произошел конфликт. В спокойные минуты замечайте хорошее, помогайте детям чувствовать расположение друг к другу, выявляйте и другие чувства: «Вспомни, как вы вчера хорошо играли! Твоей сестре очень понравилась твоя идея!»
- Старайтесь понять своего ребенка, лучше узнать его. Это помогает предвидеть агрессию. Тогда такое поведение не может застать родителей врасплох. Именно неготовность родителей к агрессивному поведению добавляет проблем в отношениях.
- Восстанавливайте контакт с ребенком как можно скорее, если сорвались, накричали, не выдержали. Это бывает со всеми родителями, никто не идеален. Давайте и себе право на ошибку. «Я сорвалась, накричала, была не права. Когда ты будешь готов, мы поговорим или поиграем» – такие слова разряжают атмосферу и помогают подготовить условия для разговора, для восстановления контакта. Главное, чтобы это было искренне.
- У детей должно быть достаточно времени для свободной игры. В играх дети интуитивно выбирают сюжеты, которые помогают выходу фрустрации и агрессии. Это сражения, аварии, столкновения. В таких играх дети могут безопасно выражать любые чувства и проигрывать любые ситуации. При этом все, что дети пробуют в игре, там и остается. В жизни агрессии станет меньше.
Чтобы снизить фрустрацию, необходимо либо изменить ситуацию, либо адаптироваться к ней, принять ее. Способность понимать, что не все в этой жизни можно изменить – это взрослая способность. Это и есть способность к адаптации. Принять ситуацию помогают слезы грусти и тщетности. Они не всем доступны, их легко спугнуть.
Когда родители помогают, разрешают своему ребенку поплакать о невозможном, они помогают взрослению. Оказывается, для зрелости нужны слезы. В идеале эмоция фрустрации должна трансформироваться в эмоцию тщетности. «Тебе так грустно, я так тебя понимаю» – слова, помогающие личности окрепнуть, понять, что жизнь неидеальна.
Важно понимать, что фрустрация и агрессия в жизни ребенка все равно будут. Когда родители остаются в контакте с ребенком в любой ситуации, они помогают снизить тревожность, укрепляют привязанность. При такой поддержке ребенок быстрее найдет цивилизованные способы выхода из сложной ситуации.
Очень полезная статья и актуальная! Спасибо. Ваши статьи применимы не только в отношениях с детьми:)