Мама хочет помочь дочери стать устойчивее, научиться справляться с трудностями. Она предлагает дочке различные варианты, как исправить ситуацию, говорит о том, что это пустяк, неважно. Но для ребёнка это важно!
Для устойчивости детям нужен не опыт исправления, а опыт сожаления, горевания. Дети часто и сами знают, как что-то исправить, как сделать по-другому. А вот что делать с чувствами? Тут как раз и нужна помощь взрослого. И, кроме того, не все ситуации можно исправить.
Если ребёнок не может поплакать о том, что нельзя изменить, то он не может повзрослеть. Принять тот факт, что в жизни не всё так, как мы хотим — это качество повзрослевшего человека. Когда ребёнку запрещают плакать или он не умеет это делать, непрожитые чувства могут вылиться в агрессию, в желание разрушать, причинять боль.
А иногда боль от потери так невыносима, что ребёнку легче поплакать о том, что шарик лопнул, а не о расставании с близким человеком.
Родители могут помогать ребёнку проживать сложную ситуацию, помогать погоревать о невозможном. Не спешите выводить ребёнка из этого состояния. Каждому человеку нужно своё количество времени на принятие ситуации, адаптации к ней. Очень помогает сочувствие, когда мама или папа называют чувства и потребности ребёнка: «Ты очень расстроен, что нельзя прямо сейчас поехать к бабушке» или «Тебе так обидно, что твоя поделка разбилась».
Не говорите о том, что это пустяки. Если ребёнок может погоревать о «пустяках», то при серьезном стрессе у него будет опыт адаптации и восстановления.
А ещё важно помнить, что слёзы помогают снять накопившееся напряжение и усталость.