Особенности развития внимания ребенка

Часто родителям кажется, что ребенок невнимателен, не может сосредоточиться, отвлекается, не слышит, делает ошибки. В каком случае такие выводы будут преждевременны?

Внимание, как и любая другая функция, требует зрелости. По мере взросления внимание созревает, переходит на другой уровень.

Важные изменения в развитии внимания начинают происходить примерно в пять лет. А до этого внимание маленького ребенка обладает рядом особенностей. Его можно назвать незрелым. Дети легко отвлекаются, их поведение импульсивно. Им сложно видеть другую сторону события и размышлять о последствиях. Внимание направлено на один самый значимый объект.

До семи лет подобное поведение совершенно естественно. Это абсолютно нормальная реакция мозга в данной ситуации.

Что нужно знать об этапах развития внимания?

  1. Сначала малыш способен сосредотачиваться только на одной вещи, на одном событии, на одном чувстве. До пяти лет ребенок только учится распознавать чувства. Он проговаривает все, что делает, мыслит вслух.
  2. Когда чувства уже распознаются, различаются, постепенно появляется способность их смешивать, то есть чувствовать одновременно.
  3. Как только появляется способность мыслить не вслух, так постепенно появляется возможность размышлять о событии с разных сторон. Ребенок учится видеть последствия: «Если я буду играть слишком долго, то не успеем почитать книжку». И бесполезно ругать ребенка за то, что он вас не понял. «Ну вот, я тебе говорила, что мы не успеем!» Нужно спокойно объяснять малышу, что времени не хватило.
  4. Внимание зависит от условий. Сложно удерживать внимание при усталости и утомлении, или когда необходимо решать несколько задач одновременно. Например, мама зовет обедать, папа просит убрать игрушки, а еще болит рука, которую только что поцарапал.
  5. У сверхчувствительных детей способности к смешиванию чувств появляются на два-три года позже. В результате повышенной чувствительности воспринимаемые сигналы настолько сильны, что полностью завладевают вниманием.
  6. Внимание зависит от того, что волнует ребенка в данный момент больше всего. Оно зависит от иерархии его эмоциональных задач.
  7. Внимание отсеивает то, что наименее важно в данный момент для выживания и развития.

Эмоциональные задачи ребенка

Это то, что для ребенка важнее, на что он обратит внимание в первую очередь.

  1. Сначала привязанность, надежная связь с родителями. Если с нашими отношениями что-то не в порядке, то ничто другое ребенка волновать не будет.
  2. Тревога, связанная с другими событиями в жизни ребенка.
  3. Физиологические потребности: голод, тепло и тому подобное.
  4. Адаптация, привыкание к месту, к людям, к новым впечатлениям.
  5. Интерес, любопытство. Ребенок становится способен к познанию и исследованию мира, к развитию своего интеллекта и способностей только после того, как четыре другие пункта не будут его тревожить.

Очень часто родители ругают детей за незрелость их психики. Но от нашей критики и упреков она быстрее не разовьется.

Дети часто мечтают, размышляют, бывают погружены в себя или в процесс игры или деятельности. В этот момент совершенно нормально, что ребенок не сразу или вообще не реагирует на внешние стимулы. Вы зовете сына или дочку, а они не приходят, не откликаются, не обращают внимания.

Здесь важно вспомнить, что прежде чем о чем-то попросить, сказать, мы должны привлечь внимание ребенка. То есть подойти, посмотреть, чем он занимается, заинтересоваться – стать частью его жизни. Это учет его возрастных особенностей, а с другой стороны – уважение к его личности и пространству.

Проблемы с вниманием случаются у всех, особенно у детей. В 95% случаев это не связано с нарушением работы мозга. Очень часто это связано со стилем нашего общения с ребенком. Если мы кричим, отдаем приказы, то ребенок учится защищаться от травмирующих факторов. Если это постоянный стиль общения, то возникает психологическая глухота.

Если родители не видят, чем занят в данный момент ребенок или торопят, то ребенок не успевает переключиться, когда он сосредоточен на чем-то другом.

Например, сын заинтересован машинкой, а мама в этот момент говорит: «Ой, посмотри, какая пирамидка!» Она не видит своего реального ребенка и его интересы. Она руководствуется своими интересами. И тогда у кого в этот момент проблемы с вниманием?

Прежде чем делать выводы о невнимательности ребенка, надо задать себе следующие вопросы. Может это просто особенности возраста? Возможно, ребенка в данный момент тревожит что-то другое? Все ли в порядке с нашими отношениями?

Если в жизни ребенка есть что-то, что травмирует, отвлекает внимание, то необходимо помочь ему принять то, что невозможно изменить. Детям надо помогать принимать тщетность, давать время на ее проживание.

Помощь родителей в формировании здоровой системы внимания

  1. Укреплять и подтверждать вашу привязанность, предлагать заботу. Внимание активизируется, когда активизированы наши отношения – контактом глаз, улыбкой, кивком, прикосновением.
  2. Помнить, что плохое поведение не должно встать между родителем и ребенком. Ребенку нужен контакт в любой ситуации. Если папа не выносит слез, а мама не выносит криков, то родителям необходимо работать со своими страхами и проблемами. В любой сложной ситуации общение не должно прекращаться.
  3. Учиться видеть и понимать интересы ребенка. Давать право на свой темп жизни.
  4. В познавательное развитие вносить элемент игры.
  5. Помогать проживать потери и неудачи. Помогать горевать и плакать. Ребенок, получивший сочувствие, может быть внимателен.
  6. Проще смотреть на ошибки и недостатки. Каждому ребенку важно знать, что с ним все в порядке.
  7. Ответственность за ваши отношения, их сохранение и развитие лежит на взрослом.

Когда ребенок уверен в своих родителях, его мозг не будет отвлекаться на ранящие чувства, а будет занят своим прямым делом – познанием и исследованием мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *