Часто родителям кажется, что ребенок невнимателен, не может сосредоточиться, отвлекается, не слышит, делает ошибки. В каком случае такие выводы будут преждевременны?
Внимание, как и любая другая функция, требует зрелости. По мере взросления внимание созревает, переходит на другой уровень.
Важные изменения в развитии внимания начинают происходить примерно в пять лет. А до этого внимание маленького ребенка обладает рядом особенностей. Его можно назвать незрелым. Дети легко отвлекаются, их поведение импульсивно. Им сложно видеть другую сторону события и размышлять о последствиях. Внимание направлено на один самый значимый объект.
До семи лет подобное поведение совершенно естественно. Это абсолютно нормальная реакция мозга в данной ситуации.
Что нужно знать об этапах развития внимания?
- Сначала малыш способен сосредотачиваться только на одной вещи, на одном событии, на одном чувстве. До пяти лет ребенок только учится распознавать чувства. Он проговаривает все, что делает, мыслит вслух.
- Когда чувства уже распознаются, различаются, постепенно появляется способность их смешивать, то есть чувствовать одновременно.
- Как только появляется способность мыслить не вслух, так постепенно появляется возможность размышлять о событии с разных сторон. Ребенок учится видеть последствия: «Если я буду играть слишком долго, то не успеем почитать книжку». И бесполезно ругать ребенка за то, что он вас не понял. «Ну вот, я тебе говорила, что мы не успеем!» Нужно спокойно объяснять малышу, что времени не хватило.
- Внимание зависит от условий. Сложно удерживать внимание при усталости и утомлении, или когда необходимо решать несколько задач одновременно. Например, мама зовет обедать, папа просит убрать игрушки, а еще болит рука, которую только что поцарапал.
- У сверхчувствительных детей способности к смешиванию чувств появляются на два-три года позже. В результате повышенной чувствительности воспринимаемые сигналы настолько сильны, что полностью завладевают вниманием.
- Внимание зависит от того, что волнует ребенка в данный момент больше всего. Оно зависит от иерархии его эмоциональных задач.
- Внимание отсеивает то, что наименее важно в данный момент для выживания и развития.
Эмоциональные задачи ребенка
Это то, что для ребенка важнее, на что он обратит внимание в первую очередь.
- Сначала привязанность, надежная связь с родителями. Если с нашими отношениями что-то не в порядке, то ничто другое ребенка волновать не будет.
- Тревога, связанная с другими событиями в жизни ребенка.
- Физиологические потребности: голод, тепло и тому подобное.
- Адаптация, привыкание к месту, к людям, к новым впечатлениям.
- Интерес, любопытство. Ребенок становится способен к познанию и исследованию мира, к развитию своего интеллекта и способностей только после того, как четыре другие пункта не будут его тревожить.
Очень часто родители ругают детей за незрелость их психики. Но от нашей критики и упреков она быстрее не разовьется.
Дети часто мечтают, размышляют, бывают погружены в себя или в процесс игры или деятельности. В этот момент совершенно нормально, что ребенок не сразу или вообще не реагирует на внешние стимулы. Вы зовете сына или дочку, а они не приходят, не откликаются, не обращают внимания.
Здесь важно вспомнить, что прежде чем о чем-то попросить, сказать, мы должны привлечь внимание ребенка. То есть подойти, посмотреть, чем он занимается, заинтересоваться – стать частью его жизни. Это учет его возрастных особенностей, а с другой стороны – уважение к его личности и пространству.
Проблемы с вниманием случаются у всех, особенно у детей. В 95% случаев это не связано с нарушением работы мозга. Очень часто это связано со стилем нашего общения с ребенком. Если мы кричим, отдаем приказы, то ребенок учится защищаться от травмирующих факторов. Если это постоянный стиль общения, то возникает психологическая глухота.
Если родители не видят, чем занят в данный момент ребенок или торопят, то ребенок не успевает переключиться, когда он сосредоточен на чем-то другом.
Например, сын заинтересован машинкой, а мама в этот момент говорит: «Ой, посмотри, какая пирамидка!» Она не видит своего реального ребенка и его интересы. Она руководствуется своими интересами. И тогда у кого в этот момент проблемы с вниманием?
Прежде чем делать выводы о невнимательности ребенка, надо задать себе следующие вопросы. Может это просто особенности возраста? Возможно, ребенка в данный момент тревожит что-то другое? Все ли в порядке с нашими отношениями?
Если в жизни ребенка есть что-то, что травмирует, отвлекает внимание, то необходимо помочь ему принять то, что невозможно изменить. Детям надо помогать принимать тщетность, давать время на ее проживание.
Помощь родителей в формировании здоровой системы внимания
- Укреплять и подтверждать вашу привязанность, предлагать заботу. Внимание активизируется, когда активизированы наши отношения – контактом глаз, улыбкой, кивком, прикосновением.
- Помнить, что плохое поведение не должно встать между родителем и ребенком. Ребенку нужен контакт в любой ситуации. Если папа не выносит слез, а мама не выносит криков, то родителям необходимо работать со своими страхами и проблемами. В любой сложной ситуации общение не должно прекращаться.
- Учиться видеть и понимать интересы ребенка. Давать право на свой темп жизни.
- В познавательное развитие вносить элемент игры.
- Помогать проживать потери и неудачи. Помогать горевать и плакать. Ребенок, получивший сочувствие, может быть внимателен.
- Проще смотреть на ошибки и недостатки. Каждому ребенку важно знать, что с ним все в порядке.
- Ответственность за ваши отношения, их сохранение и развитие лежит на взрослом.
Когда ребенок уверен в своих родителях, его мозг не будет отвлекаться на ранящие чувства, а будет занят своим прямым делом – познанием и исследованием мира.