Привязанность в дошкольном возрасте

Привязанность для ребенка – это его основная жизненная потребность. Существует шесть уровней привязанности. Наиболее ярко они проявляются в дошкольном детстве. Это опоры, на которых и строится развитие. Если у ребенка нет надежной и безопасной связи с родителями, если он не уверен в своем взрослом, то развитие останавливается. Крепкая, теплая, надежная привязанность – это необходимое условие для здорового развития личности.

Дети слушаются того, к кому они привязаны, доверяют им свои чувства и мысли, перенимают образ жизни, нравственные нормы и ценности.

Первые шесть лет жизни ребенка каждый год появляются и проявляются новые уровни привязанности. Детям необходимо оставаться на связи с родителем, чувствовать привязанность, напитываться ею.

Дети растут, становятся самостоятельнее. С переходом ребенка на новый уровень развития появляется и новый уровень привязанности. Перед ребенком встают новые задачи роста и развития, при этом связь с родителями переходит на другой уровень.

В младенчестве, до одного года, дети напитываются привязанностью в основном на физическом уровне, уровне ощущений. В этот период ребенка почти все время носят на руках. Ему нужны ласка, теплые объятия, прикосновения. Чем чаще малыша гладят, обнимают, прикасаются к нему, тем более спокойно он себя чувствует. Улыбка, теплые слова, любящие руки – все это подтверждает ребенку связь с родителем.

Детям важно не только ощущать прикосновения, но и чувствовать мамин запах, слышать ее голос. Младенцы часто просыпаются ночью, чтобы почувствовать, что мама рядом и с ними будет все в порядке.

После года начинает проявляться следующий уровень привязанности – это уровень похожести и подражания. Ребенок начинает ходить, он активно исследует мир вокруг. При этом ему необходимо периодически подтверждать связь со своим взрослым. Физический контакт все также нужен и важен, но появляется и новый уровень, который помогает удерживать связь на расстоянии.

Дети стремятся быть похожими на родителей в поведении, привычках, манере говорить, интонациях. Они повторяют за родителями действия, движения, слова.

Детям важно, чтобы родители замечали то, что они делают, находили в этом положительные стороны. Когда взрослые говорят ребенку о том, что им нравится, как он что-то делает, осваивает, то он напитывается привязанностью. Ребенок получает подтверждение связи с родителями.

Примерно после двух лет появляется следующий уровень  – уровень принадлежности. В этот период дети учатся владеть и распоряжаться собственностью, и учатся принадлежать. Детям важно слышать, что они часть семьи. Это дает опору. На этом уровне связь с родителями подтверждают следующие слова: «Ты наш сыночек, наша доченька, наш хороший, как мы рады, что ты у нас есть!»

Ребенок не хочет ни с кем «делить» маму, с большим чувством сообщает: «Это моя мама, только моя!» Важно подтверждать эти слова. Все это как раз и есть проявления нового уровня привязанности.  В играх ребенка появляются мама, папа и малыш. Даже если ребенок играет кубиками или грибочками – все превращается в семью.

После трех лет появляется следующий уровень – уровень значимости и самоуважения. Внимание к словам, мыслям детей, их способу игры, познания – все это подчеркивает их важность и значимость. Для роста и развития детям необходимо чувствовать, что они нужны маме и папе.

В этом возрасте дети начинают проявлять волевые качества, учатся иметь и отстаивать свое мнение. Привязанность в этот период укрепляется, когда родители замечают индивидуальность ребенка, его интересы, идеи.

Следующий уровень привязанности появляется на пятом году жизни – это любовь и теплые, нежные отношения. Дети признаются родителям в любви. Могут говорить об этом очень часто. И, конечно же, ждут в ответ таких же признаний. Они рисуют и дарят родителям сердечки, цветочки и другие символы любви и привязанности. Это период проживания эмоциональной близости. Дети учатся выражать свои чувства к дорогим и близким людям.

Если привязанность надежная и крепкая, к этому возрасту дети могут оставаться без родителей на более длительный срок. Для подтверждения эмоциональной близости уже не нужен такой близкий физический контакт как раньше.

На шестом году жизни появляется самый высокий уровень привязанности – желание быть познанным и делиться сокровенным. Идет формирование внутреннего мира. Детям очень важно, чтобы их чувствами и переживаниями интересовались. Им хочется делиться секретами и тайнами, доверять своим любимым людям радости и горести.

Когда с отношениями все в порядке, дети рассказывают родителям о своих тревогах, страхах, ошибках, проступках, сомнениях. И это дорогого стоит!

Знание об уровнях привязанности помогает родителям растить и воспитывать детей.

В трудные для ребенка периоды жизни необходимо напитывать привязанностью на всех уровнях. Устойчивость ребенка в стрессовой ситуации зависит от качества привязанности, от надежности и безопасности отношений с родителями.

Надежная привязанность становится опорой для обретения ребенком самостоятельности и независимости.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *