Ребенка как будто подменили! Он был спокойный, покладистый, послушный. Что происходит? Что делать родителям?
Период упрямства, капризности и других изменений в поведении ребенка может начаться с 1,5 лет. Пик кризиса приходится приблизительно на 2,5 – 3 года. Приступы такого поведения могут случаться от 5 до 20 раз в день. Все это заканчивается, как правило, к 3,5 – 4 годам.
В этот период у ребенка формируются новые качества личности, которые нужны для его дальнейшего развития. Эти качества во многом обеспечивают успешность во взрослой жизни.
Новые качества и их признаки
У детей формируется воля. Это важное качество для человека. А крайняя степень проявления воли – упрямство. Ребенок становится упрямым. Он добивается своего только потому, что так захотел. Малыш не может изменить своего решения, даже если для этого нет явных причин.
Следующее важное качество – самостоятельность. Ребенок все хочет делать сам, борется за это право. Все чаще мы слышим «Я сам…», «Я сама…».
Происходит первое осознание своего «Я», своей отдельности от мамы, своих собственных желаний и потребностей. Ребенок учится жить в новом качестве как отдельная личность. Появляется негативизм и строптивость. Это нежелание выполнять указания и просьбы взрослого, стремление делать все наоборот. И это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. В этот период дети действуют наперекор и взрослому, и даже самим себе.
Появляется чувство собственного достоинства, осознание своей значимости. Дети чаще демонстрируют свой эгоизм, начинают много капризничать. Критика и замечания в их адрес вызывает бурю протеста. Обостренная чувствительность может проявиться в виде стыдливости, смущения.
Появляется здоровое чувство осторожности в общении с людьми и с предметным миром. Это качество может в трехлетнем возрасте проявляться в виде замкнутости, нерешительности.
Ребенок растет и меняется. Он подрос, а стиль отношения взрослого к нему остается прежним. Дети бунтуют против авторитарного воспитания и чрезмерной опеки. Они своим поведением требуют к себе уважения и сообщают, что стиль отношений пора менять.
Как помочь себе и ребенку в трудный период?
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Не вступайте с ним в споры, а оказывайте поддержку и понимание.
- Любые конфликты сгладит ваша искренняя заинтересованность в его делах.
- Когда ребенку трудно, предлагайте ему помощь. При положительном ответе делайте вместе с ним, а не за него.
- Нельзя идти на поводу любых желаний. Должны быть разумные ограничения.
- Чаще говорите ребенку о том, что можно делать. Если был запрет, прозвучало слово «нельзя», то важно доступно и просто объяснить ребенку, почему это нельзя. Затем нужно сказать, что можно вместо этого.
- Очень помогут ваша гибкость и уважение к мнению ребенка.
Как вести себя родителям во время приступа негативизма?
- во время приступа оставайтесь рядом с ребенком, спокойно дайте ему понять, что вы его понимаете
- детям очень важно слышать слова сочувствия: «я знаю, ты сердит», «я понимаю тебе очень трудно», «я вижу, что ты очень расстроен»
- что-либо внушать в это время бесполезно, ругань и сердитый голос не имеют смысла, они еще больше взбудоражат малыша
- если приступ происходит в общественном месте, надо просто взять ребенка за руку и увести или унести его
- помните, что маленького ребенка легко отвлечь
Если кризис проходит очень остро, это показывает, что у вашего малыша формируются все важные для него качества.
Этот период пройдет. Он необходим вашему ребенку для развития его личности. Вам помогут любовь, понимание и терпение, а также фантазия, юмор и совместные игры.