Как научить детей сотрудничать?

Умение сотрудничать, быть гибким в общении, находить общий язык с разными людьми во многом обеспечивает успешность человека в современном мире. Корни этих умений кроются в семейных отношениях. Именно позитивный опыт общения с близкими взрослыми положительно влияет на дальнейшее сотрудничество ребенка со сверстниками и с другими людьми.

Качества, помогающие общению, формируются в повседневном взаимодействии с мамой, папой и другими членами семьи. Ребенок учится, наблюдая за нами.

Что говорить, когда приходишь? Что говорить, когда уходишь? Как попросить о чем-либо? Как поблагодарить? Что делать в ситуации конфликта? На эти и многие другие вопросы, связанные с общением, дети отвечают себе, когда видят, как это делаем мы.

Ребенок слышит, как говорит мама или папа, и повторяет.  Дети с удовольствием подражают родителями. Этого достаточно, чтобы ребенок естественно и спокойно научился говорить «спасибо», «дай, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Если есть какие-то сложности в общении, особенно важно, чтобы кто-то из родителей был рядом, сказал за ребенка нужные слова. Скоро он сам научится этому, подражая взрослым. Оставаться одному в сложной ситуации для ребенка крайне нежелательно. Первый неудачный опыт взаимодействия может надолго закомплексовать ребенка.

Первый положительный опыт общения вселяет в детей уверенность, что общаться приятно, полезно и безопасно. Когда родители помогают налаживать отношения с другими людьми, дети приходят к выводу, что сотрудничать – это интересно. При этом повышается самооценка ребенка: «Я человек, с которым интересно что-то делать вместе!»

Качества, необходимые для общения и сотрудничества

С каким человеком нам бы хотелось дружить, что-то делать вместе? Чего мы ждем от других людей по отношению к себе?

  1. Интересно сотрудничать с человеком, имеющим оптимистичный взгляд на мир. Умение видеть позитив, видеть другую сторону негативной ситуации помогает в решении сложных задач. Эту способность дети приобретают, если у родителей есть подобные качества.

Если мы умеем относиться к проблеме, как к задаче, то можем передать этот опыт в повседневном общении и нашим детям.

  1. Совместные дела удаются, когда мы готовы услышать мнение другого человека, принять и рассмотреть другую точку зрения. Эта способность появляется у ребенка, если к его мнениям, идеям, интересам прислушиваются.

Когда есть возможность сделать и поступить по-своему, когда вместо критики происходит согласование интересов и потребностей, то дети учатся толерантности.

  1. Эффективность совместной деятельности возрастает, когда люди открыты новому и видят много вариантов решения задачи или развития ситуации.

Дети учатся этому, если в семье созданы условия для развития творчества.  Когда нет единственно правильного решения, есть возможность выбора, то творчество можно проявлять в любой сфере деятельности.

Самые благоприятные условия для развития творческого мышления создаются в свободной игре по выбору ребенка. У детей должно быть достаточно места и времени для таких игр.

  1. Делать общее дело хорошо, когда на партнера можно положиться, когда он способен быть ответственным. Дети учатся ответственности и самостоятельности постепенно, по мере взросления. Задача взрослого – создать условия ребенку для проявления себя и постепенно передавать ответственность.

Если мы не помогаем детям, когда они не готовы делать что-то самостоятельно, если слишком рано отправляем делать что-то одних, то ответственность и надежность могут так и не сформироваться.

  1. Мы ждем от других людей уважения к себе. Оно появляется  тогда, когда сам человек растет в атмосфере уважения к его личному  психическому и физическому пространству. Это бережное отношение к телу ребенка, к его территории, к его личным вещам. Нам  не очень нравится, если кто-то нас толкает, грубо отодвигает и т. п. Если нам хочется, чтобы дети не нарушали физические границы других людей, то тогда и мы должны вежливо и аккуратно относится к их телу.

Пока ребенок маленький, мы часто перемещаем его: берем на руки, переносим, усаживаем на стульчик, ставим куда-то. Ребенок растет, а наши манипуляции с ним остаются прежними. По мере взросления ребенка необходимо пересматривать способы взаимодействия с ним. Это не предмет, и необходимо проявлять уважение к пространству человека, учитывать его мнение.

Если родители спрашивают у ребенка разрешения переместить его куда-то, просят подвинуться, то он учится понимать свои границы, учится уважению к чужим границам.

  1. Нам приятно общаться с людьми, которые умеют быть щедрыми, готовы делиться. У ребенка должна быть дома своя территория. Это может быть комната, свой шкафчик, полочка, свой уголок для игрушек. Очень важно спрашивать у ребенка разрешения, прежде чем что-то передвинуть, переставить, убрать.

Нельзя без разрешения давать игрушки другим детям, заставлять ребенка отдать или поделиться, выбрасывать те предметы, которыми играет ребенок. Когда у человека есть своя собственность, которую уважают, это создает ощущение безопасности. В таких условиях вырастают дети, которые готовы щедро делиться с другими.  С таким человеком приятно дружить и сотрудничать.

  1. Умение радоваться успехам других – качество, которое располагает к общению. Мы получаем удовольствие, когда замечают наши старания и умения. Это качество появляется, когда твои достижения замечают, когда в семье ценен вклад каждого в общее дело и у тебя есть право на ошибку.

Если родители не требуют идеального выполнения, поддерживают и видят положительное, у детей появляется желание пробовать много раз и совершенствовать свое умение. Когда ребенку помогают дорасти до нового навыка или умения, то появляется доверие и к себе, и к близким. Мы учимся замечать хорошее, когда это замечают в нас.

  1. Приятно сотрудничать с человеком, который не только нацелен на результат, но и умеет получать удовольствие от процесса. Когда мы делаем что-то вместе с детьми, очень важно получить удовольствие от совместной деятельности.

Результат научения чему-либо появится, когда и ребенок, и родитель довольны своими отношениями. Если после нашей игры или занятий дети испытывают разочарование от контакта, то вряд ли умение возникнет и закрепится.

Наша удовлетворенность друг другом и совместной деятельностью помогает научиться новому гораздо быстрее.

  1. Умение конструктивно вести себя в конфликтной ситуации – важное качество для совместной деятельности. Чтобы передать этот навык детям, необходимо самим научиться такому взаимодействию в конфликте. Для этого необходимо понимать свои чувства и потребности, уметь принимать чувства других людей, сообщать о своих потребностях в безопасной форме.
  2. Нам нравится иметь дело с людьми, которые способны адекватно выражать свои чувства. Ребенок учится этому по мере взросления, если в семье есть условия для свободного проявления своих эмоций. Когда есть право испытывать любые чувства по отношению к людям или ситуации, то проще и быстрее проживаются негативные эмоции.
  3. Люди, способные к эмпатии, располагают к себе. Мы с радостью общаемся и сотрудничаем с людьми, которые способны к сочувствию и пониманию. Сочувствие появляется тогда, когда наши чувства названы, услышаны и тем самым приняты.

Когда родители называют чувства и переживания ребенка, он учится понимать себя, давать названия своим внутренним состояниям. Это помогает справляться с переживаниями, понимать себя и других.

  1. Умение просить и принимать «поглаживания» делает наше общение близким и приятным. Даже при деловом сотрудничестве бывают ситуации, когда необходимо справиться с нахлынувшими эмоциями, получить эмоциональную поддержку. Если человек умеет попросить об этом, то он быстрее восстановится и вернется в рабочее состояние.
  2. Для человека, работающего в команде, важно уметь просить и принимать помощь. Ребенок часто выражает свою просьбу о помощи не словами, а поведением. Когда мы видим, что детям трудно, то помощь обязательно нужно предложить.

Мы не должны делать за ребенка, мы предлагаем сделать вместе или какую-то часть. Во-первых, в совместной деятельности дети быстрее учатся и осваивают новый навык. Во-вторых, это опыт сотрудничества и взаимопомощи. Отказывая в помощи, мы тормозим процесс развития и показываем ребенку, что готовность помогать – это не сила, а слабость.

  1. Мы легко сотрудничаем, когда нет соперничества, нет соревнований, отсутствует сравнение людей друг с другом.

Если в семье есть атмосфера безусловного принятия, безоценочного отношения, то ребенок впитывает в себя качества настоящего сотрудника.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *