Этапы развития детской игры

Детская игра в своем развитии проходит несколько этапов. Сначала дети осваивают пространство, исследуют вещи вокруг, узнают о возможностях собственного тела.

Игры-манипуляции

Игры ребенка 1-2 лет – это в основном манипуляции с предметами.   Детям нравится трогать, рассматривать, трясти, бросать, пробовать на вкус.   У родителей добавляется хлопот. Дети начинают обследовать в доме шкафы и коробки, проверяют вещи на прочность.

Высыпать игрушки из коробки – одно из любимых занятий! Не спешите собирать, дайте возможность рассмотреть, перемешать, послушать, как они гремят или шуршат. Детям это важно. Идёт исследование окружающего мира.  Предметы имеют разный цвет, размер, фактуру, по-разному звучат. Задача взрослого в такой игре – называть свойства предметов, проговаривать то, что происходит, называть действия ребенка. Когда родители комментируют то, что делает ребенок, это помогает ему расширять представления о мире вокруг.

В 2-2.5 года игры-манипуляции становятся более сложными. Дети активно подражают действиям родителей. Они учатся, наблюдая. В этот период активно развивается речь. Ребенок повторяет слова, отдельные звуки. Дети подражают звукам животных, машины, самолета. В этих играх еще нет персонажа. Это какие-то действия с игрушками. Ребенок может бить молоточком, кормить куклу, катать машинку. Многим детям нравится просто набрать в руки игрушек и ходить с ними.

Ролевая игра

На  следующем этапе, примерно в 3.5 года, появляется ролевая игра. Ребенок принимает на себя какую-либо роль. Например, роль мамы – девочка кормит или переодевает куклу, роль летчика – малыш манипулирует самолетиком и издает соответствующие звуки. В таких играх еще нет сюжета. Но это уже более сложные социальные действия, чем просто манипуляция.  Ребенок представляет себя кем-то: шофером, поваром и т.п.

Во время игры ребенок много говорит, даже если  играет один. Он проговаривает все свои действия. Часто в такой игре дети подражают голосам разных людей.

Дети в этот период играют еще не вместе, а рядом. Даже если один ребенок играет маму, а другой папу, они не взаимодействуют между собой. Дети в игре еще не вступают в отношения, которые типичны для такой ситуации в жизни. Каждый ребенок исполняет свою роль.

Действия таких игр могут быть однообразны, часто повторяться. Разнообразие действий определяется тем опытом, который есть у ребенка. Последовательность действий для данной роли часто не имеет значения. И если кто-то нарушает «логику» игры, то другие дети редко возражают.

Сюжетно-ролевая игра

Постепенно игры все более усложняются. Примерно к пяти годам появляется сюжет, определенная последовательность игровых ситуаций. Это уже сюжетно-ролевая игра. Игровые ситуации перетекают одна в другую, они связаны по смыслу. Дети в игре могут обмениваться ролями, могут заранее договариваться о той роли, которую возьмут на себя. Дети начинают играть вместе. В этом возрасте они учатся учитывать мнение партнера по игре.

Сюжет такой игры может разворачиваться постепенно. Например,  две девочки начинают играть в «дочки-матери», затем решают пригласить мальчика, который соглашается играть роль папы. Они могут давать друг другу поручения.

Детям важно, чтобы игра соответствовала их представлениям о жизни. У детей могут возникать споры  по поводу каких-либо действий и их последовательности. Детям уже важна «логика» игры. Если кто-то ее нарушает, то такое нарушение не принимается и вызывает протест. Сначала дети никак не объясняют, почему так нельзя играть, или просто говорят, что так не бывает. Шестилетний ребенок уже сможет подробно объяснить, почему так не бывает, и приведет примеры из жизни.

Дети могут играть в эту игру каждый день, и каждый раз она может разворачиваться по-новому. Действия в игре становятся все разнообразнее. Постепенно на первый план выходят не столько действия, сколько отношения. Дети проигрывают все нюансы взаимоотношений, соответствующих данным ролям, которые они наблюдают у взрослых. В игре появляются переживания. Содержанием игры становятся социальные отношения.

В этот период дети начинают учиться учитывать мнение другого человека, учитывать последствия своих действий.

Игры с правилами

Следующим этапом в развитии игровой деятельности ребенка станет его способность играть в игры с правилами. Это происходит примерно в младшем школьном возрасте.

Уровень развития игры говорит о стадии  развития ребенка. У детей одного возраста может быть разный уровень развития игры. Важно понимать, что по мере роста дети проходят постепенно все этапы развития игры. Нельзя ускорить развитие или перепрыгнуть через этап.  Нельзя начать играть в игры с правилами,  не прожив в полной мере этап сюжетно-ролевой игры. Ребенок будет просто не готов принимать правила и соблюдать их.

В сюжетно-ролевой игре тоже есть правила. Но здесь речь идет об играх, в которых есть выигравший и проигравший. Это могут быть подвижные или настольные игры, игры-соревнования. Если ребенок очень расстраивается из-за проигрыша, хочет непременно выиграть, то это может говорить о том, что ему еще рано играть в такие игры. В этом случае главное – посочувствовать ребенку, разрешить ему поплакать.

Не надо осуждать ребенка за то, к чему он еще не готов. Можно создавать условия для свободной игры ребенка и развития его игровой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *