Личностные границы – это очертания нашей личности. Они определяют нашу отдельность от других. Это знание человека о себе: мечты, желания, способности, ценности. Это все, что нам важно, что мы позволяем и что мы не допускаем по отношению к себе.
Если личностные границы сформированы, то такой человек хорошо знает и понимает себя, умеет выбирать нужное и главное. Он уважает чужие границы.
Такие люди не стремятся всем угодить и признают право других людей не любить себя. Люди со сформированными личностными границами устойчивы к критике и быстро восстанавливаются после стрессовых ситуаций. Они умеют говорить «нет» и защищать свои интересы.
Если личностные границы не сформированы, то такой человек легко поддается влиянию, им просто манипулировать. Такие люди часто бывают безотказными, их легко использовать. При этом их считают скучными и неинтересными. Границы таких людей формальные, внешние, а внутренние опоры отсутствуют.
Личностные границы нельзя сформировать, создать их снаружи. Они могут сформироваться сами в определенных условиях. Процесс формирования личностных границ — это процесс познания и становления своего Я, наполнение себя внутренним содержанием.
Для того чтобы отделиться и стать самостоятельным, ребенку сначала необходимо слияние со своим родителем. Процесс отделения и становления границ происходит постепенно. Физически ребенок отделяется примерно к году. К трем годам начинается осознание отдельности своей личности. Наступает кризис трех лет. Полное психологическое отделение в идеале должно наступить к совершеннолетию. Но, как правило, этот процесс может затянуться.
Что мешает формированию личностных границ?
- Нарушение отношений с близкими взрослыми, когда ребенку отказывают в привязанности, когда нет надежного контакта и близости с родителями. Эти искусственные границы воспринимаются как угроза выживанию, и это тормозит развитие естественных границ.
- Если ребенка отправляют делать самостоятельно то, к чему он еще не готов. Не помогают ребенку научиться, а сразу требуют уметь.
- Когда ребенок сам ставит нам ограничения в физическом или психическом контакте, а мы не уважаем его мнение или желание. Например, ребенок не хочет в данный момент обниматься или идти на руки. Если взрослый обижается, упрекает за это, то этим он тоже мешает процессу становления своего Я.
- Любое неуважение к границам, пространству, собственности ребенка мешает пониманию и осознанию себя и является препятствием в формировании границ.
- Преждевременное общение в детском коллективе или ранняя социализация. При таком воспитании предпочтение отдается желаемому, удобному для взрослых поведению. Соблюдение социальных норм в детских группах идет в ущерб внутреннему содержанию. Маленький ребенок еще не очень хорошо знает и понимает себя. Все его силы в этом случае уходят на развитие формальных, срежессированных границ.
Условия для формирования личностных границ
Условия для формирования здоровых личностных границ создаются родителями в семье.
- Принятие внутреннего мира ребенка, его чувств, переживаний. Это право на любые чувства и время на их проживание.
- Принятие идей, мыслей, способа взаимодействия с миром и с собой. Это право на свой способ познания и работы с информацией.
- Постепенная и бережная передача ответственности за себя и свои дела.
- Приоритет внутреннего содержания и понимания себя над правилами поведения. Важнее не то, ЧТО сделал ребенок, а ПОЧЕМУ он это сделал, в чем его внутренняя потребность и что он при этом чувствовал.
- Право ребенка быть собой.
Никто не рождается с готовыми личностными границами. Они формируются по мере взросления. Нужны время и условия. Главное – это привязанность. Она защищает ребенка и дает силы для исследования себя и формирования своего Я. Тогда социум уже не сможет нарушить внутреннее содержание.
Важно не толкать ребенка в самостоятельность, а предлагать заботу.